Подборка игр и упражнений, направленных на гармонизацию детско-родительских взаимоотношений.
Упражнение "Кто здесь собрался?"
Каждый родитель по кругу придумывает свой вариант ответа на вопрос
"Кто здесь собрался?".
Упражнение "Сделай комплимент"
Задача упражнения – сделать комплимент сидящему рядом участнику,
как если бы это был ребенок. При этом нельзя повторять слова.
Вопрос для анализа: "Удалось ли вам сделать комплимент, обращаясь к
ребенку, а не ко взрослому?".
Упражнение "Угадайте, какую игрушку выбрал бы ваш ребенок"
Родителям предлагается выбрать из набора игрушек, куда входят
куклы, настольно-печатные игры, мяч, скакалка, машина, музыкальная игрушка
и т. д., ту, с которой больше всего любит играть их ребенок. Родители поясняют
свой выбор.
Игра "Войди в круг"
Родители встают в круг, крепко держатся за руки и представляют, что
они – дети. Один остается за кругом – это взрослый. Его задача – убедить
дошкольников впустить его в круг. Для этого нужно подобрать верный тон
общения и нужные слова.
Вопросы для анализа:
Что вы испытывали, выполняя это задание?
Легко ли было войти в круг?
Упражнение "Угадай, чьи эти руки"
Один из участников выходит в центр круга и закрывает глаза,
остальные по одному подходят к нему и кладут руки на его ладони. Задача
участника – угадать, чьи эти руки. Таким образом формируются две группы:
мягкие и строгие родители. Затем основной участник объясняет, на какие
признаки он ориентировался и совпали ли его тактильные ощущения с тем, что
он потом увидел.
Упражнение дает участникам группы прекрасный повод для обратной
связи: каждый из них может узнать, как он воспринимается в качестве родителя
по первому впечатлению.
Упражнение "Мне кажется, в детстве ты был(а)…"
Участники бросают мяч друг другу со словами: "Мне кажется, в детстве ты был(а)…". В ответ каждый может согласиться или опровергнуть высказывание.
Второй вариант: "Я думаю, в детстве ты мечтал(а)…". Здесь участники тренинга могут сами о себе говорить, о чем они мечтали в детстве или какими были тогда.
Это упражнение способствует погружению членов группы в детское эго-состояние.
Игра "Какой он – мой ребенок"
Задача игры определить, каким видят своего ребенка родители. Для этого каждый из них обводит контур руки, на изображении каждого пальца пишет по букве имени ребенка. Затем родителям предлагается расшифровать буквы, назвать качества характера ребенка, начинающиеся на данную букву. В центре ладони можно изобразить символ, кем он является в семье.
Чаще всего даются положительные характеристики, что позволяет видеть в ребенке положительные качества, тем самым настраивать его на успех. Также игра наводит родителей на определенные выводы о сформированности личности ребенка.
Упражнение "Поводырь"
Родители разбиваются на пары. Одному из играющих завязываются глаза – он слепец. Второй, поводырь, начинает медленно передвигаться по помещению, ведя за собой напарника и обходя препятствия. Упражнение выполняется 3–5 мин, затем пары меняются ролями.
Упражнение "Моя любимая игрушка"
Родители вспоминают их любимую игрушку: как называлась и где она сейчас.
Вопрос для анализа: "Какие чувства вызвали воспоминания?".
Упражнение "Закончи предложение"
Воспитатель начинает предложение, а родители по очереди его продолжают. Упражнение дает возможность поделиться друг с другом опытом воспитания ребенка.
Пример:
Общение с ребенком – это…
Родители через диалог с ребенком дают ему почувствовать…
Упражнение "Семейные заповеди"
Родители составляют список семейных заповедей, обычаев, правил, запретов, привычек, установок, взглядов, которых придерживаются все члены семьи. Каждый зачитывает этот список.
Данное упражнение позволяет сравнить свои представления о семейной жизни с представлениями других.
Вопрос для анализа: "Какие заповеди вас удовлетворяют, а какие нет?"
Упражнение "Подарок"
Родители по очереди и при помощи невербальных средств дарят подарок своему соседу. После завершения круга каждый говорит, какой подарок он получил.
раскрыть » / « свернуть