В ГУО «Средняя школа № 4 г. Червеня» работают дефектологи и регулярно открываются интегрированные классы.
Что такое интегрированное обучение?
Интегрированное обучение и воспитание – форма организации образовательного процесса, при которой обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) и детей, не имеющих таких нарушений, осуществляется совместно в общеобразовательном учреждении.
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь «Об образовании» классы интегрированного обучения и воспитания созданы для реализации прав детей с особенностями психофизического развития (ОПФР).
К детям с ОПФР относятся:
дети с интеллектуальной недостаточностью;
дети с трудностями в обучении (ТО);
дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР);
дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
дети с аутизмом;
дети с нарушением зрения;
дети с нарушением слуха;
дети с тяжелыми и множественными нарушениями;
дети с другими нарушениями здоровья.
Ребенка обследует психолого-медико-педагогическая комиссия ЦКРОиР в следующем составе:
педиатр,
невролог (невропатолог),
психолог,
учитель-дефектолог,
психиатр.
Согласно Постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь №128 «Об определении медицинских показаний и противопоказаний для получения образования» после обследования ребенка и заключения специалистов родителям и учащимся предлагают образовательный маршрут: специальная школа или общеобразовательная школа, интегрированный класс.
Интегрированное обучение и воспитание - это организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с лицами, не относящимся к лицам с особенностями психофизического развития (Кодекс Республики Беларусь «Об образовании»).
Гибкая система интеграции детей с ОПФР в общеобразовательные учреждения учитывает потребности и возможности как ребенка, так и и его семьи, расширяет возможности выбора родителями оптимального образовательного маршрута для своего ребенка, не прерывая близкой связи с ним.
Для этого создаются специальные условия для обучающихся с ОПФР в учреждениях общего среднего образования. При интегрированном обучении учитель начальных классов проводит уроки, воспитательные мероприятия, факультативы. Учитель-дефектолог проводит уроки по специальной программе, коррекционные занятия.
Дефектологическая служба включает в себя:
-интегрированное обучение;
-пункт коррекционно-педагогической помощи (ПКПП).
При поступлении ребенка в первый класс администрация уведомляет о создании интегрированных классов. Родители пишут заявление на имя руководителя учреждения образования с просьбой о зачислении ребенка в интегрированный первый класс.
Плюсом интегрированного образования для обычных детей и их родителей является воспитание толерантности. Дети, получающие интегрированное образование, учатся милосердию, взаимоуважению и терпимости и воспринимают людей с особенностями в развитии как равноправных членов общества.
Обучение детей с особенностями развития в условиях образовательной интеграции позволяет ребенку жить в семье, а родителям активно участвовать в воспитании и развитии своих детей.