Перечень умений и навыков, которыми должен обладать ребенок, чтобы поступить в 1 класс и успешно адаптироваться к процессу обучения в начальной школе. Данные навыки и умения покажут, как ребенок ориентируется в окружающем, и помогут определить его запас знаний и отношение к школе.
- Назови свое полное имя, отчество и фамилию.
- Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
- Сколько тебе лет?
- Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
- Кем работает мама? Кем работает папа?
- У тебя есть сестра, брат? Как их зовут?
- У тебя есть друзья? Как их зовут?
- Сколько дней в неделе? Назови дни недели.
- Какой сейчас день недели?
- Какое сейчас время года?
- Сколько времен года? Назови их.
- Чем отличается зима от лета?
- Сколько месяцев в году? Назови месяцы года.
- Какой сейчас месяц?
- Хорошо если ребенок сможет ответить на вопросы: «Когда птицы улетают на юг?», «Когда бывает холодно и идет снег?», «В какое время года на деревьях появляются листья?», «В какой день люди не ходят на работу?»
- Каких домашних животных ты знаешь?
- Как называют детей собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
- Ты хочешь учиться в школе?
- Зачем надо учиться?
- Где лучше учиться – дома с мамой или в школе с учительницей?
- Какие профессии ты знаешь?
- Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?
Перечень умений и навыков ребенка поступающего в школу в 1 класс
- Уметь прочитать (можно по слогам) небольшой и очень простой текст из нескольких предложений.
- Уметь написать буквами или скопировать простую фразу. Например: «Коля ел суп», «Маша мыла окно».
- Знать прямой и обратный счет в пределах двадцати.
- Уметь складывать и вычитать числа в пределах первого десятка.
- Уметь обобщать по признаку: из предложенных картинок ребенок должен выбрать те, которые что-то объединяет.
- Владеть навыком исключения лишнего из ряда предметов. И объяснить, почему лишним является именно этот предмет.
- Находить сходства и различия между предметами.
- Уметь составить рассказ по картинке или по серии картинок. Рассказ должен быть связным, иметь начало и конец. Желательно упомянуть в рассказе об эмоциональном состоянии героев рассказа.
- Знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Уметь их нарисовать.
- Запомнить 5-7 из 10 четко названных простых слов.
- Запомнить и назвать не менее 6 из 12 картинок, одновременно продемонстрированных ребенку в течение 30 секунд.
- Уметь по просьбе учителя рассказать наизусть небольшое стихотворение.
- Уметь отвечать на вопросы типа: «Что бывает раньше - обед или ужин?», «Весна или лето?», «Кто больше - корова или коза? Птица или пчела?», «У коровы - теленок, а у лошади - ?»
- Знать 10-12 основных цветов.
- Уметь нарисовать фигуру человека со всеми основными частями тела, включая шею, пальцы и т.д.
- Уметь обслуживать самого себя: одеваться, шнуровать ботинки, убирать за собой, раскладывать предметы по своим местам.
- Уметь общаться со сверстниками.
- Уметь пользоваться основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.)?
- Уметь классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель).
- Уметь рассказать историю, описать какой-нибудь произошедший с ним случай?