Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Роль учителя-дефектолога школьного пункта коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) в общеобразовательном процессе

Памятка

«Роль учителя-дефектолога школьного пункта коррекционно-педагогической помощи   (ПКПП)

в общеобразовательном процессе»

 

 Слово учитель-дефектолог в школьном пункте коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) у многих людей ассоциируется с детским садом, с нарушением звукопроизношения. Ведь именно там малышей учат правильно и чисто произносить звуки, заучивать стихи, чистоговорки и скороговорки. 

 Для чего же нужен учитель-дефектолог в школе? 
Как правило, дети должны приходить в школу с чётким и внятным произношением звуков. Но в силу разных причин (частые простудные заболевания, невнимательное отношение взрослых к речи ребёнка, позднее речевое развитие и многое другое) не все первоклассники могут произносить звуки достаточно верно. 

 Первая задача учителя-дефектолога  – коррекция звукопроизношения младших школьников. Родителям надо знать, чем раньше ребёнок научится правильно

произносить звуки, тем быстрее произойдёт их закрепление, тем легче и успешнее будет идти развитие речи в целом. Поэтому в первом классе учитель-дефектолог особое внимание уделяет исправлению звукопроизношения. 

 Иногда у учителя-дефектолога возникает необходимость закреплять работу по звукопроизношению и во втором классе. Это бывает из-за сложности нарушений у школьника, а также из-за недостаточной работы родителей по закреплению полученных на коррекционных (логопедических) занятиях навыков, особенно в летний период. 

 Если родители желают добра своему ребёнку, хотят видеть его успехи в школе, то очень важно прилагать все усилия, чётко и постоянно работать дома, выполнять все требования учителя-дефектолога. Одних занятий с учителем-дефектологом в школе недостаточно. Нужна заинтересованная работа родителей по закреплению школьного коррекционного (логопедического) материала. 

 Второй задачей учителя-дефектолога  является восполнение пробелов в лексико-грамматическом строе речи. Лексика – это словарный запас, его богатство, многообразие. Грамматический строй речи – это умение правильно употреблять слова в предложении, изменять их. Если ребёнок говорит «много карандашов» вместо «много карандашей», значит это одно из нарушений грамматического строя речи. Чтение детям в дошкольном детстве художественной литературы способствует гармоничному развитию речи, обогащению словарного запаса. 

 На коррекционных занятиях школьник учится изменять слова (ухо-уши, рот-рты), образовывать 
новые формы слов (дерево-деревянный, слива-сливовый). Игровые моменты на занятиях повышают интерес ребёнка к обучению, заставляют его запоминать, правильно называть слова. 

 Всё вышеописанное – работа учителя-дефектолога в детском саду. Если ребёнок пришёл в школу без этих знаний, учитель-дефектолог поможет их усвоить. Закрепление дома усилит результат работы учителя-дефектолога . 

 Следующая задача учителя-дефектолога – развитие фонематического слуха. Такая работа идёт и в детском саду, и в школе. Фонематический слух - это умение услышать и назвать звук в слове (есть ли звук о в слове кот?), назвать звуки в слове по порядку ( рука – первый - р, второй – у, третий – к, четвёртый – а), придумать слово на определённый звук (р – речка, роза, ракета) и другое. 

 Когда школьники начинают писать под диктовку, то умение определить последовательность звука в слове, услышать звук – очень сложная и трудная работа для детей. Поэтому развивать фонематический слух необходимо постоянно в детском саду и в школе. Работа эта длительная, так как ребёнок постепенно приучается слушать слово, звуки, из которых состоит слово. 

 Значительную помощь оказывает школьникам умение составлять схемы слов. Звучание слова закрепляется в зрительном варианте. Определённый звук имеет цветовое обозначение. 
Данная работа необходима для правильного написания слов без специфических ошибок.

 Предупреждение и устранение специфических ошибок при чтении и письме – основная и главная задача школьного учителя-дефектолога. 

 Что такое специфические ошибки?
Очень часто фонематический слух развивается у школьников длительно и тяжело, несмотря на все усилия учителя-дефектолога. В таких случаях в письменных работах и при чтении появляются нелепые, «глупые» ошибки, которые вызывают недоумение у родителей. Такие нарушения называются дисграфия – нарушение письма и дислексия – нарушение чтения. 

 Дисграфические и дислексические ошибки проявляются в следующем: 
• пропуски букв, слогов (машина – мшина, манна) 
• перестановки букв и слогов (корова – ковора) 
• замены букв (мороженое – моложенное, жуки – шуки, Люба – Луба) 
• слитное написание слов (Детигуляют) 
• недописывание слогов и слов (дорога – дорог,

черепаха –

черепа) 
• и другое 
 Иногда ошибки приобретают такой характер, что написанное прочитать и понять невозможно. Учитель-дефектолог, проводя систематическую и планомерную работу на коррекционных занятиях, 
устраняет такие ошибки. Часто на это уходит не один год, так как специфические ошибки очень стойкие. 

 Хочется напомнить, что без заинтересованного участия родителей в коррекционной (логопедической) работе не может быть достигнут положительный результат. Только совместная работа учителя-дефектолога и родителей обеспечит успешную, радостную и интересную жизнь Вашего ребёнка в школе.

 

Разделы сайта