Совершенствование профессиональной компетентности учителей по использованию технологии визуализации учебной информации в современном образовательном процессе
В инструктивно-методическом письме «О деятельности учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, в 2021/2022 учебном году» определена единая тема методической работы на 2021/2022 учебный год «Совершенствование профессиональной компетентности учителей по использованию технологии визуализации учебной информации в современном образовательном процессе». Этот документ является определяющим для системы образования в этом году. Этой теме посвящены все районные методические объединения, посвящён данной теме и наш педсовет
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в 2022 году Республика Беларусь будет принимать участие в очередном международном сравнительном исследовании PISA-2022. Помимо заданий по трем основным направлениям исследования, учащимся также будут предложены задания на определение уровня финансовой грамотности и оценку креативного мышления. Основной этап исследования состоится 7 апреля−30 мая 2022 года.
Тесты PISA сосредоточены на способности применять знания в реальных ситуациях. Эти тесты не предназначены для проверки знаний учащихся по конкретным темам во время урока!
В данном документе отмечено, что для того, что учащиеся республики смогли продемонстрировать достаточно высокий уровень компетенций по всем направлениям исследования (читательская, математическая, ествественнонаучная грамотность, креативное мышление и финансовая грамотность), необходима системная работа с ними в учреждении образования и с педагогическими работниками на разных уровнях.
Поставлены в ИМП и задачи для учреждений образований по подготовке к участию в исследовании, а именно:
продолжить работу по созданию в учреждении образования современной образовательной среды, содействующей развитию креативного мышления, как педагогических работников, так и учащихся;
обеспечить ознакомление учащихся с заданиями, направленными на оценку финансовой грамотности и креативного мышления, на занятиях во внеучебное время и включение такого рода заданий в учебный процесс;
продолжить работу с учащимися по формированию читательской, математической и естественнонаучной грамотности на учебных
занятиях, а также посредством проведения бинарных уроков, стимулирующих и поддерживающих занятий;
провести тренинги по развитию креативного мышления;
на сайте учреждения образования разместить образцы заданий и необходимые ссылки, что мы и сделали во вкладке «Виртуальный методический кабинет».
Во исполнение требований данного ИМП и в рамках подготовки к педсовету педагог-психолог Кудинович Н.А. провела анкетирование учащихся на уровень креативности, с тем, чтобы на основании данных тестов запланировать тренинги по развитию креативного мышления. С результатами тестирования вас ознакомит педагог-психолог Кудинович Н.А.
Выступление Кудинович Н.А., педагога-психолога
Технология визуализации учебной деятельности как раз и способствует развитию креативного мышления, умению работать с текстами и другой медиаинформацией, формированию читательской грамотности учащихся.
Психологи утверждают, что визуальная информация запоминается лучше. Визуализация позволяет не только собрать воедино теорию учебного материала, но и применять схемы для оценивания степени усвоения изучаемой темы.
Собрать в систему и показать информацию доступно – и есть одна из основных задач визуализации информации.
Сегодня ученые пытаются развести понятия «наглядный», то есть демонстративный, направленный на показ готового объекта (модели, опорные схемы и таблицы) – т.е. принцип наглядности, выдвинутый ещё Я. А. Каменским – и «визуальный», предполагающий представление в виде образа: в процессе обучения педагог предлагает осмыслить информацию и представить её в виде фигуры, объекта, картинки. При этом сам процесс визуализации понимается как свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и может служить опорой адекватных мыслительных и практических действий. Визуализация учебного материала дает возможность собрать воедино сведения для быстрого воспроизведения материала, позволяет применять схемы для оценивания усвоения изучаемой темы. Как правило, наглядные образы сокращают цепи словесных рассуждений и могут синтезировать схематичный образ, «уплотняя» информацию.
Прежде чем рассмотреть некоторые средства визуализации, используемы нашими педагогами, ознакомимся с некоторыми результатами анкетирования. В анкетировании приняли участие 23 педагога, что составляет 40% от коллектива.
1. Вопрос «Укажите приёмы визуализации, используемые Вами на учебных занятиях в 2021 году» имел варианты ответов, что помогало педагогам сориентироваться в терминологии и обдумать ответы.
Около 40% педагогов ответили, что используют коллаж, ментальные карты и веб-сервисы, при помощи которых можно создавать интерактивные упражнения (приложение); далее следуют скрайбинги (6 человек – 26%), ленты времени (4 человека – 17%)
2. Какие инструменты и веб-сервисы Вы используете в своей деятельности. Данный вопрос не был отмечен как обязательный, поэтому в нём поучаствовало ещё меньше педагогов (9 человек). А значит, только 16 % педагогов используют какие-либо электронные средства. Среди используемых были названы Playmarket, You Tube, Сервисы Google, Yandex, skype, Learningapps, quizziz, Kahoot, learninqapps.
3. Хотя на вопрос «Используете ли Вы в своей деятельности единый образовательный ресурс?» (eior.by), который рекомендован ИМП, 87% педагогов ответили положительно.
Таким образом, поскольку в настоящее время рост качества образования прямо связывается с созданием новой образовательной среды, основанной на комплексном использовании информационно-образовательных ресурсов, анкетирование показало, что в коллективе необходимо продолжить и активизировать работу по внедрению в образовательный процесс электронных средств визуализации для повышения мотивации учащихся, для формирования медийной компетентности учащихся, развития креативного мышления учащихся.
Не секрет, что смартфоны нередко отвлекают внимание учащихся от образовательной деятельности. Поэтому перед учителем стоит задача грамотно использовать возможности гаджетов и программного обеспечения.
К тому же с 1 января 2021 года начал работать Единый информационно-образовательный ресурс (eior.by), который имеет огромные возможности. (можно работать с телефонами)
Ресурс имеет три вкладки: «Образование», «Дополнительные материалы» и «Подготовка к централизованному тестированию». В «Образовании» выложены материалы по учебным предметам для разных классов: видеофрагменты с новым материалом, тесты для контроля, причём можно сразу посмотреть правильные и неправильные ответы.
В «Дополнительных материалах» представлены ссылки на республиканские и региональные образовательные ресурсы, а также на электронные учебно-методические комплексы, приложения к учебным пособиям и версии учебников. По некоторым предметам есть
ссылки на блоги и сайты преподавателей, которыми также можно воспользоваться.
Разработанные материалы полезны учащимся и педагогам. Во-первых, учащиеся, которые по разным причинам не посещают учреждения образования, могут получить качественное объяснение учебного материала. Во-вторых, данный ресурс может быть использован учащимися как дополнительный, в целях систематизации и обобщения материала по той или иной теме. Теоретический материал в видеофрагментах хорошо визуализирован, представлен сжато, понятно. Педагоги могут воспользоваться им при объяснении нового материала, познакомиться с разными видами заданий, проблемными вопросами, которые направленны на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся, использовать его как средство для реализации различных образовательных технологий (например, “перевернутое” обучение). Ресурс полезен и молодым учителям, и педагогам со стажем работы.
Одной из форм мотивации учащихся к изучению учебных предметов является использование QR-кодов и организация QR-квестов.
QR-квесты широко используются педагогами нашей школы в воспитательной работе, а также в рамках проведения предметных недель.
Учитель английского языка Кузнецова Любовь Владиславовна в рамках недели английского языка в октябре месяце провела квест-игру «School is not only learning» с применением QR-технологий для учащихся 5-7 классов. Ребята делились на команды и, сканируя QR-код с помощью своих мобильных устройств, получали ключ-задание, отгадка которого приводила их к следующей локации. Было очень весело и познавательно.
QR-коды сейчас размещены и в учебниках, и грамотное использование их раскрывает их многочисленные преимущества. С QR-кодами работают учащиеся с разным уровнем мотивации, которые открывают для себя богатые возможности использования смартфона в учебных целях. Современная подача вопросов побуждает участников самостоятельно искать ответы, что обеспечивает прочное усвоение материала, расширение кругозора и формирование устойчивого интереса к предмету. На слайде представлено фото урока Ковган О.А. в 7В классе (и видео), где учащиеся по QR-коду в учебнике смотрели видеоролик по теме «Дружба», где британские сверстники рассказывали о своих друзьях. Затем в ходе беседы было обсуждение данного видео и в заключении учащиеся по аналогии высказывались о своих друзьях.
Исходя из опыта проведения квеста и использования QR-кодов в реальности, можно обозначить возможности применения технологии в образовательной деятельности (на слайде):
Создание QR-кодов со ссылками на мультимедийные источники и ресурсы.
Размещение ссылок на электронные версии текстов и дополнительную информацию в школьной библиотеке.
Компактное размещение на карте информации о культуре и истории мест, ссылки на статьи об интересующих объектах.
Оптимизация информационных стендов с размещением ссылок на расписание, организационную и учебную информацию.
Проведение мгновенных фронтальных опросов.
Проведение школьных выставок с QR-кодами, в которых будет ссылка на дополнительную информацию об экспонатах.
Использование QR-кодов и проведение QR-квестов несут немалые преимущества. Компактное размещение информации, привлекательный современный вид, универсальность, ускорение выполнения учебных задач, мотивация новых учебных достижений – это лишь часть изученных возможностей технологии.
Несмотря на преимущества технологии, многие учителя неохотно её используют в своей педагогической деятельности. Причина заключается в кажущейся сложности создания QR-кодов. В реальности, алгоритм их создания прост (на слайде):
Необходимо зайти на любой ресурс онлайн-генерации QR-кодов (например, qrcoder.ru).
В строке ввода разместить текст или ссылку, которую нужно закодировать.
Затем необходимо нажать на кнопку «Сгенерировать код».
Полученное изображение скопировать в Microsoft Word и распечатать.
Следующий уникальный инструмент педагогического воздействия это игра. Используя в качестве игры интеративную викторину или тест, можно сделать уроки более разнообразными и интерактивными. В прошлом году на одном из педсоветов мы уже знакомились с таким инструментом для самостоятельного обучения, который помогает каждому учащемуся отмечать свои достижения, как Quizizz. (достаточно широко применяется на уроках английского языка, прост и удобен). Мы не будем повторяться. Также в прошлом году одним из решений педсовета было создание виртуального методического кабинета в помощь педагогам. На слайде вы видите QR-код вкладки «Виртуальный методический кабинет» нашего сайта.
Мы разбили материалы по методическим объединениям для удобства поиска. Там же размещены ссылки на интерактивные игры
и тесты, созданные нашими учителями в программах Quizizz, learninqApps и др., размещён видеоролик Фёдоровой В.В. с подробными инструкциями по регистрации и использованию программы Quizizz, который Валерия Валерьевна готовила в рамках конкурса «Педагогический дебют», победителем которого она и является.
Представляю вашему вниманию видеоролик элемента урока Валерии Валерьевны с использованием интерактивной игры, созданной ею в программе learninqApps. В эту же игру дети могут играть и на телефонах.
Следующие средства визуализации, которые мы рассмотрим – это скетч, флеш-карты, комиксы, иллюстрации, облака слов, тайм-ленты.
Скетч (англ. sketch «эскиз, набросок, зарисовка») учит учащихся осмысливать, преобразовывать и запоминать информацию, делая простые эскизы на бумаге ручкой. Метод скетча можно применять в учебном процессе по всем предметам и в разных организационных формах обучения. Метод скетча развивает у обучающихся воображение, ускоряет процесс запоминания, способствует точности воспроизведения и формирует уверенность в себе и своих способностях. Чтобы создавать скетчи необязательно хорошо рисовать. Также можно использовать онлайн-инструменты: mrdoob.com, sketchtoy.com, muro.deviantart.com.
Флеш-карты – это довольно старый, но не теряющий актуальности метод заучивания новой информации, это сочетание слов и рисунков. Существуют целые мнемонические техники создания и использования флешкарт.
А сейчас слово предоставляется Козловской С.И, Подгайной О.А., Кузнецовой Л.В., которые поделятся опытом использования на уроках этих приёмов визуализации информации.
Содокладчики Козловская С.И., Подгайная О.В., учителя начальных классов «Использование приёмов визуализации для развития познавательной активности младших школьников»
Кузнецова Л.В. «Использование современных технологий визуализации в образовательном процессе по иностранному языку с учетом имеющегося эффективного педагогического опыта педагогов региона»
Как средство визуализации можно рассматривать и буктрейлеры, которые создавали ребята под руководством Харитончик Е.В. в рамках Недели русского языка (они также размещены в виртуальном
методическом кабинете: Тургенев «Ася», «Приключения Тома Сойера», А.Пушкин «Капитанская дочка» и др.)
Этот конкурс вызвал неподдельный интерес у ребят. Ученые и педагоги-практики позитивно оценивают буктрейлер как методический инструмент и дидактический приём повышения интереса школьников к чтению, усиления познавательной активности, совершенствования читательских компетенций и коммуникативных навыков. Педагогическое использование буктрейлеров реализуется в двух основных формах: 1) просмотр и обсуждение готовых видеороликов; 2) самостоятельное создание и представление вербально-визуальных продуктов. Таким образом, на уроках литературы буктрейлер все прочнее закрепляется в качестве особой разновидности медиатекста, являющегося одновременно и предметом изучения, и обучающим средством. И здесь хочется отметить, что дети будут читать, если их заинтересовать, и они будут изобретать, если им показать, как это делать.
Довольно распространённое средство визуализации среди педагогов нашей школы – карта знаний (интеллект-карта).
Интеллект-карта – это инструмент древовидного отображения информации, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать ее. Этот инструмент полезен там, где требуется представить общую картину и поэтапно детализировать ее. При помощи таких карт можно собрать информацию, отсортировать ее – все это легко укладывается в схему интеллект-карты.
Применения метода интеллект-карт учителем:
1. Во время объяснения нового материала, в качестве домашнего задания. Интеллект-карта может быть составлена преподавателем совместно с учащимися (на слайде представлены интеллект-карты, составленные на уроках у учителей Щурок В.Г, Врублевской О.М.)
Хорошие мнемонические качества интеллект-карты позволяют преподавателю легко вспомнить содержание лекции и при необходимости дает возможность ее дополнить.
Учитель так же может использовать такую карту для повторения и закрепления пройденного материала на последующих уроках.
Рабочие листы для учащихся.
Для запоминания и закрепления пройденного материала, а так же для активизации процессов мышления преподаватель может использовать интеллект-карты как рабочие листы, предназначенные для заполнения учащимися. Эти листы могут содержать уже готовую структуру, которую необходимо заполнить учащимся. На слайде представлены примеры интеллект-карт, составленных учащимися Боровик Н.А., Неборской С.М., Врублевской О.М.
Проведение и организация групповых работ.
Составление совместных интеллект-карт в групповой работе дает хорошую возможность учащимся делится своими идеями и знаниями, визуализировать результат групповой работы, обеспечивает вклад каждого участника в работу в группе. (Врублевская О.М. пры вывучэнні твора У.Караткевича «Паром на бурнай рацэ», 8Б класс)
Проведение проверочных и контрольных работ.
Интеллект-карта может быть использована как метод контроля знаний.
Интеллект-карта, составленная учеником может продемонстрировать учителю его способность оперировать учебным материалом, его слабые и сильные стороны в изученной теме. Кроме того учитель может с первого взгляда определить те вопросы, в которых ассоциативная цепочка по каким-то причинам оказывается нарушенной. Благодаря интеллект-карте учитель получает ясное и объективное представление о знаниях учащегося. Кроме того этот метод обеспечивает экономию времени, которое уходит на проверку традиционных письменных заданий и упражнений.
Таким образом, благодаря визуализации процессов мышления, метод интеллект-карт позволяет осуществлять следующие виды деятельности:
· разрабатывать и реализовывать программы коррекции затруднений;
· оценить уровень развития креативности школьников;
· наблюдать за процессами формирования коммуникативной компетенции в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт;
· диагностировать сформированность общеучебных умений, связанных с восприятием, переработкой информации;
· систематически отслеживать процесс формирования умений решать проблемы;
· улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т. д.) учащихся;
· ускорять процесс обучения;
Именно интеллект-карты позволяют эффективно использовать компетентностный подход в образовательном процессе, ориентированы на самостоятельное участие школьника в учебно-познавательной деятельности. При овладении данным методом познания у обучающегося формируется способность к переносу учебных навыков в сферу своего повседневного опыта, что свидетельствует о становлении разного рода компетенций: регулятивных, коммуникативных, познавательных.
Главное достоинство метода - его универсальность. Предложенная методика построения интеллект-карт очень проста и может быть использована любым учителем-предметником.
Интеллект-карты можно создавать и с помощью электронных инструментов. На слайде примеры интеллект-карт, созданных учащимися 11 класса (учитель Врублевская О.М.). Кстати, эта форма работы, по словам Ольги Михайловны, вызвала активность и интерес у учащихся.
Подробнее о возможностях использования интеллект-карт на своих уроках расскажет Шепелевич Е.П.
Содокладчик Шепелевич Е.П., учитель белорусского языка и литературы «Использование интеллект-карт как средства визуализации учебного материала»
Тайм-ленты, облака слов, коллаж, схемы, иллюстрации, карикатуры – также являются распространёнными средствами визуализации. Пользуясь случаем, хочу показать коллаж, созданный 6А классом, который получил Диплом 1 степени на районном этапе областного конкурса «Путь в профессию» (номинация «Профессии моего региона»), сейчас принимает участие в областном этапе. Можно создать коллаж вручную, используя картинки или фотографии. А можно использовать онлайн-инструменты, такие как photovisi.com, canva.com, avatan.ru, photojoiner.net, ribbet.com или программы Fotor, Photovisi, Collagemaker, Ipiccy, Collagerator и другие. Подробнее о возможностях использования данных видов визуализации познакомят содокладчики.
Содокладчик Боровик Н.А., учитель истории «Визуализация как средство развития понятийного мышления учащихся на уроке истории, обществоведения»
Содокладчик Батурчик Н.Н., учитель математики «Использование технологии визуализации учебной информации по математике для повышения степени усвоения учащимися учебного материал»
Как уже было отмечено, время не стоит на месте. Роль визуализации в процессе обучения исключительна. Особенно в том случае, когда использование наглядных средств не сводится к простому иллюстрированию с целью сделать учебный курс более доступным и легким для усвоения, а становится органичной частью познавательной
деятельности учащегося, средством формирования и развития не только наглядно-образного, но и абстрактно-логического мышления.
Проект решения педагогического совета
1. Отметить работу на уроках и факультативных занятиях по использованию техник визуализации в рамках подготовки к педсовету следующих учителей-предметников: Врублевской О.М., Шепелевич Е.П., Козловской С.И., Подгайной О.В., Батурчик Н.Н, Кузнецовой Л.В., Боровик Н.А.
2. Руководителям методических объединений:
2.1. обеспечить пополнение виртуального методического кабинета на сайте учреждения образования новыми разработками
Срок исполнения: январь - июнь 2022 года;
2.2. на методических заседаниях рассмотреть материалы по самообразованию педагогов с последующими рекомендациями для публикаций, обобщения опыта.
Срок исполнения: апрель – май 2022 года;
2.3. на методических заседаниях определить составы творческих групп для подготовки к конкурсам работ исследовательской направленности
Срок исполнения: январь 2022 года.
3. Педагогам учреждения образования шире использовать в своей деятельности возможности единого информационного портала, информационного пространства школы (YouTube – канал «Средняя школа №4 г.Червеня», страничку в социальной сети Инстаграм, группа в социальной сети ВКонтакте «Большая семья. Школа №4», виртуальный методический кабинет), инструменты визуализации с целью интенсификации обучения, формирования и развития критического и визуального мышления учащихся.
Срок исполнения: постоянно;
4. Карташовой Ю.В., учителю английского языка, Врублевской О.М., учителю белорусского языка, транслировать свой опыт визуализации учебной информации через публикации в средствах массовой информации областного и республиканского уровней (“Фарміраванне медыйнай граматнасці вучняў на ўроках беларускай мовы і літаратуры”, «Использование образовательных интернет-платформ на уроках английского языка»)
Срок исполнения: февраль – март 2022 года
5. Кудинович Н.А., педагогу-психогу, во исполнение требований инструктивно-методического письма и с целью подготовки участия в очередном международном сравнительном исследовании PISA-2022 провести тренинги с учащимися 10 классов по развитию креативного мышления.
Срок исполнения: январь – февраль 2022 года
МАТЕРИАЛЫ
Формирование медиаграмотности обучающихся как объект управления качеством образовательного процесса общего среднего образования
Это важно, включить медиаобразование в учебные программы по всем предметам. Только так возможно формирование медиакомпетенций: привычки анализировать всю информацию.
Синди Шейбе и Фейт Рогов,
американские медиапедагоги
Видеофильм «Мотивы поступков» с последующим анализом (Подгайная О.В.)
Сегодня мы поговорим про медиаобразование. Актуальность данной темы обусловлена тем, что формирование медиакомпетенций становится одним из приоритетных направлений в сфере образования и воспитания, всё чаще поднимается на семинарах АПО, министерства образования, но ей недостаточно уделяется внимания на уровне школы.
XXI век - это век информационного общества, отличительной характеристикой которого является, с одной стороны, свобода распространения информации, а с другой стороны, свобода доступа к этой информации. Современный учащийся – это полноценный потребитель информации из различных источников и каналов распространения. Чтобы научиться ориентироваться в море информации, нужно научиться её воспринимать и критически осмысливать.
Школа должна научить «фильтровать» то, что необходимо, избегать опасности манипуляций, отличать факты от мнений, правду от предположений. Но в школе нет специального предмета по медиакомпетентности, поэтому выход в развитии этих качеств именно в рамках уроков и во внеурочной деятельности.
Так что же такое медиаграмотность, медиаобразование?
В рамках подготовки к педсовету проводился гугл-опрос, который показал, что 87 % педагогов известно понятие медиаобразование (хороший результат, т.к. данный термин ещё не вошёл в активную лексику). Кроме того, педагоги неплохо справились и с гугл-заданием записать все типы медиа, которые использовали либо которые влияли на вас с того момента, как вы проснулись. Но даже педагоги почему-то забыли назвать печатные издания, останавливаясь на аудио-, радио, телевидение, интернете (слайд)
Медиаграмотность - это набор навыков и умений, которые позволяют людям находить то, что им нужно, анализировать, оценивать сообщения в различных типах медиа.
В ходе педсовета мы придём к выводу, что медиамероприятия позволяют повысить мотивацию для изучения предмета, а значит, и качество знаний учащихся.
Все знают про Международное исследование качества образования PISA, которое проводится с 2000 года с регулярной периодичностью 1 раз в три года, и проверяет прежде всего медийную компетентность 15-летних школьников.
В 2018 году в нем участвовали 79 стран. Из них шесть, в т.ч. Беларусь и Украина — делали это впервые.
В апреле-мае 2018 года 15-летние подростки из 236 учреждений образования Беларуси прошли тестирование, которое позволило оценить их читательскую, математическую и естественнонаучную грамотность.
Причём, читательская грамотность – основное направление исследования PISA в 2018 году.Результаты получились выше среднего общемирового значения. В ходе исследования определено, что
от мотивации учащихся напрямую зависит уровень их достижений;
чем выше уровень образования родителей, тем выше уровень читательской грамотности детей. Данный фактор подтверждается и в ходе республиканского изучения качества образования;
как и в большинстве стран мира, девушки в Республике Беларусьпоказывают лучший результат работы с текстом, чем юноши:
Юноши Девушки
Нахождение информации 73,50% 81,90%
Понимание смысла 71,80% 82,80%
Оценка и осмысление 70,40% 80,20%
Ниже представлены некоторые электронные адреса, обратившись к которым, можно просмотреть примеры заданий, использующихся в международном исследовании PISA.
Справочно (на слайде):Заказчиком является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в консорциуме с ведущими международными научными организациями, при участии национальных центров.
Читательская грамотность (способность человека понимать, оценивать и использовать тексты, осмысливать их и быть вовлеченным в процесс чтения для достижения своих целей, расширений своих знаний и возможностей, всестороннего участия в жизни общества.По данному направлению учащиеся из Республики Беларусь набрали 474 балла. Средний общемировой показатель по читательской грамотности – 454 балла.
Естественнонаучная грамотность (способность человека ориентироваться в вопросах, связанных с естественными науками, готовность воспринимать новейшие естественнонаучные достижения и использовать их для созидательной деятельности);
По результатам изучения естественнонаучной грамотности учащиеся из Республики Беларусь набрали в среднем 471 балл (37 место среди 78 стран участниц данного международного исследования). Средний общемировой показатель по естественнонаучной грамотности – 458 баллов.
Математическая грамотность (способность человека к математическим рассуждениям, а также к формулировке, использованию и интерпретации математических знаний для решения задач в различных контекстах реального мира).По направлению «Математическая грамотность» учащиеся Республики Беларусь набрали 472 балла, что указывает на 38 из 78 место в списке стран, участвовавших в исследовании по данному направлению. Средний общемировой показатель по математической грамотности – 459 баллов.
Успехи юношей в Республике Беларусь по математической грамотности несколько выше результатов девушек (475 против 469 баллов).
сайт Национального института образования Министерства образования Республики Беларусь (https://adu.by/images/2018/02/Prim_zadanii_PISA.pdf);
сайт Федерального института оценки качества образования /Раздел «Международные сопоставительные исследования» ( https://fioco.ru);
сайт Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования / «PISA-2018» (http://www.centeroko.ru/);
официальный сайт ОЭРС (http://www.oecd.org/pisa/test/).
Обратившись к трем последним сайтам, можно апробировать процесс прохождения компьютерного тестирования.
Игорь Васильевич Карпенко, министр образования, по результатам тестирования отметил: "В рамках проекта «Модернизация системы образования Республики Беларусь» будут разработаны рекомендации по совершенствованию качества образования. Эти рекомендации предстоит использовать для повышения компетентности педагогов в области применения эффективных образовательных методик и технологий, а также компетентности руководителей системы образования в сфере управления качеством образования».
Так что же показал анализ результатов исследования? Чего не хватает нашим учащимся?
Большинство не справляется с заданиями, которые заключаются в интеграции и интерпретации информации. Сложности выполнения учащимися заданий обусловлены неумением внимательно (вдумчиво) прочитать предложенный текст и условия заданий к нему; находить причинно-следственные связи между единицами информации в тексте, делать выводы на основе текста; высказывать свои оценочные мнения и аргументировать свою собственную точку зрения на прочитанный текст.
Таким образом, давайте рассмотрим сегодня медиаобразование через призму критического и вдумчивого отношения к медиа,когда критическое мышление выступает как фильтр, через который человек защищает себя отвредной информация и выделяет ту, которая нужна для жизни и профессиональной деятельности.
В ходе подготовки к педсовету со многими педагогами была проведена определённая предварительная работа по использованию некоторых методов по формированию медиаграмотности. Нужно сказать, что у нас ещё далеко не на соответствующем уровне данная работа. Но приведу несколько примеров из практики педагогов нашей школы.
Так, по биологии, при изучении темы «Витамины, их роль в обменных процессах» (IX класс) домашнее задание Вероника Геннадьевна сформулировала двояко: Стандартно «Прочтите параграф и ответьте на вопросы» и более творческое: «Найдите рекламу витаминов в Интернете и проанализируйте, какая важная информация для потребителя отсутствует, добавьте эту информацию, используя текст из учебника». Второе задание дети выполнили с большим интересом, к тому же они провели анализ медиатекстов, критически подошли к рекламе и даже выявили определённые рекламные неточности.
Конференция как форма урока также развивает медиакомпетенции: умение анализировать и синтезировать информацию, задавать и отвечать на вопросы, вести дискуссии. Содержание учебного материала должно вызывать эмоциональный отклик. Как пример из посещённых занятий нужно отметить классный час в 6Б классе (учитель Боровик Н.А.) на тему «Толерантность». Учащиеся просматривают попури из мультфильмов в течение 5 минут, затем с учителем ищут ассоциации, отвечают на проблемные вопросы. Учащиеся, которые играют роли психолога, филолога, историка, работая с дополнительными источниками по памяткам, полученным от учителя заблаговременно, выносят на обсуждение свою подобранную по теме информацию. В результате классный час получился живым, вызывающий эмоциональный отклик у учащихся.
Выступления содокладчиков:
Подгайная О.В., учитель начальных классов. Но всё начинается с младших классов. «Медиаобразование учащихся в начальной школе»
Неборская С.М. «Рекомендации по формированию медийной грамотности учащихся на уроках истории и обществоведения»
Врублевская О.М. «Из опыта формированяи медийной грамотности на уроках языка и литературы»
Равина Г.В. «Из опыта формирования медиаграмотности учащихся на уроках химии»
Думаю, вы все слышали про ежегодную республиканскую «Ярмарку идей». Интересен опыт, представленный там учительницей физики Жодинской гимназии № 1 Эллой Якубовской давно сделала ставку на преподавание медиаграмотности и убедилась: благодаря такому подходу занятие становится более интересным, современным и эффективным.
Она провела мастер-класс, где показала, как часто предлагает ученикам критически проанализировать то, что они видят в фантастических фильмах (и не только в них), и вынести свой вердикт: реально ли это придумано режиссерами?
Например, в фантастическом блокбастере «Армагеддон» необходимо обнаружить 168 физических несоответствий; подобное задание и для фильма «Гравитация»;
А герой «Индианы Джонс и Королевство хрустального черепа» прятался от ядерного взрыва в холодильнике. Но могут ли даже самые толстые стенки этого прибора спасти человека от гамма-излучения?
Делилась опытом и по использованию рекламных роликов в своей деятельности. Так, она обратила внимание на видео, на котором блогер подожгла плитку шоколада, а потом пришла к выводу, что это вредно: мол, если он не тает, а горит, то ничего полезного нет, одна «химия», и его нельзя есть. Но в ходе анализа и практики ребята пришли к выводу, что для шоколада, в состав которого входят натуральные продукты (есть жиры и углеводы), горение - абсолютно нормальная и естественная реакция под воздействием высоких температур и открытого пламени, поэтому это совершенно не показатель вредоносности продукта. На самом деле, когда шоколад не горит, это ненормально, но для этого нужно знать основы химии и процесса горения. Задания такого типа очень даже повышают интерес к изучаемому предмету, заставляют думать, искать ответы, а значит повышают и качество знаний учащихся.
В Интернете много подобных видео. Важно научить детей не верить сказанному, а анализировать. Кстати, если набрать запрос «Ошибки в художественных фильмах»,то можно собрать примеры и выбрать те, которые имеют отношение к конкретным темам на конкретных уроках.
Следующую главу нашего педагогического совета я бы назвала: «Выключите свои смартфоны и достаньте учебники или ... спрячьте учебникии достаньте гаджеты?
В рамках подготовки педсовета, не раз приходилось слышать, что в школе не созданы условия для работы с интернет-источниками или другими видами информации, кроме учебников. Но, мы не учитываем, что инструменты современных мобильных информационных технологий находятся в большинстве карманов учащихся. А использование их в образовательных целях разрешено и правилами внутреннего распорядка для учащихся (п. 61. Пользоваться устройством мобильной связи (интернет-связи) во время учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий, занятий в объединениях по интересам, внеклассных мероприятий можно только с разрешения учителя). Кроме того, данные PISA показывают, что связь между успеваемостью и использованием компьютера дома сильнее, чем в школе, а также наличие современных технологий в школе не обязательно гарантирует высокий образовательный результат.
Кроме того, исследование, проведённое среди учащихся 9 классов, показывает:
70% подростков, несмотря на запрет, пользуются во время уроков мобильными телефонами или другими гаджетами, если им нужно найти информацию по учебе;
18% опрошенных отметили, что им приходилось использовать собственный интернет, когда учителю нужно было помочь быстро найти информацию;
Кроме того, когда нужно получить доступ в интернет, в т.ч. и с образовательной целью 59% школьников назвали в качестве устройства мобильный телефон, на втором месте по популярности компьютер – 15%, ноутбук – 23%, и только 3% ответили, что почти не пользуются интернетом.
Если же проанализировать роль интернета в жизни педагогов, то педагоги достаточно активные пользователи интернета (в сравнении с телевидением и печатным изданиями)
Что же говорить об учащихся!
Предлагаю портрет представителя поколения Z, выросшего в среде цифровых технологий (родились в конце 1990-х - начале 2000-х):
• почти не пользуется стационарным телефоном, не запоминает номера друзей, не выбирает телефон или интернет, не пишет от руки, привычно и быстро набирает на клавиатуре;
• ежедневно пользуется компьютером, планшетом, смартфоном и часто игровой приставкой;
• плохо запоминает, потому что вырос в среде, где обо всем можно спросить в Интернете, но может успешно выполнять несколько задач одновременно;
• лучше понимает изображение, чем слово, потому что вырос в условиях демотиваторов, инфографики, фотографий друзей и кошек;
• имеет сотни друзей в социальных сетях, не зацикливается на крепких отношениях и легко прощается, когда чувствует себя некомфортно;
• основная мотивация - интерес, если не интересно, ничего не сделаю, потому что все есть (родители предусмотрели);
- не амбициозен, но привык к похвалам, лайкам и репостам.
Вроде бы портрет получился немного ироничным, но это не шутка. Для наших учащихся характерен феномен клипового мышления (адаптации человека к ускоренному ритму жизни в современном мире, постоянной информационной перегрузке). А это в свою очередь задаёт и новый динамизм познавательной деятельности.
Педагоги должны понимать, что если ответ на задание учителя можно легко найти в интернете (репродуктивные задания), то это задание не имеет смысла.Ученику скучно! Поэтому и рефераты уже в принципеможно считать погибшими как класс заданий.
Я даже сама не ожидала, какой интерес вызвало задание успевающим учащимся найти в интернете текст на тему Беларуси, а из текста выписать 2 предложения (с однородными членами и сложное предложение). Дети справились не сразу, хотя сложнее всего оказалось найти текст на данную тему. Но те, кто справился, получили действительно заслуженные отличные отметки. Причём им не было скучно, пока я отрабатывала навыки с менее успевающими учащимися.
Мы не интересуемся, а существует довольно большое количество программ, уже известных детям, которые учитель тоже может использовать для своей работы. Например, практически в любом сегодняшнем современном смартфоне есть датчик освещения, компас, осциллограф. А значит, у учителя физики есть замечательные приборы, которые могут измерять освещенность, работать со звуковыми волнами.
А используя данные GPS, можно находить точки на местности, рисовать контуры на карте.В рамках подготовки к олимпиаде Азявчикова А.А. также с Соколом Вл. использовала это приложение и продолжает давать индивидуальные домашние задания мотивированным учащимся.
Удобно пользоваться словарями, аудиосредствами, видеосредствами на уроках английского языка, русской и беларуской литературы, МХК.
Выступление Карташовой Ю.В. «Возможности и средства формирования медийной грамотности учащихся на уроках иностранного языка»
Здесь не нужна никакая серьезная подготовка с точки зрения аппаратной части. Нужна фантазия и понимание того, что обычные простые вещи можно использовать очень по-разному. Больше того, на самом деле, очень многие ученики это могут сделать. И если учитель будет советоваться с учениками, не навязывая свое мнение, попытается сделать проект вместе с учениками, то ученики вполне могут подсказать ему совершенно нетривиальные решения. И это может быть очень интересно для всех.
О создании собственного медийного сообщения, которое можно разместить в социальных сетях расскажет Таболевич В.М.
Кроме того, Если мы готовим наших учеников к жизни после школы, то мы должны позволить им использовать те инструменты, которые в дальнейшем всё равно станут частью их повседневной жизни. Ведь, использование смартфона облегчает работу почти во всех специальностях. Только, мы должны научить детей быть ответственными за использование мобильных технологий.
Конечно, каждый учитель делает свой выбор, разрешать ли использование современных гаджетов на уроках или нет, но прежде чем принимать решение, надо иметь в виду: то, что предыдущие поколения называли «новыми технологиями» или «технологиями будущего» для Поколения Z - уже сегодняшний день.
Заслуживает внимание и следующий опыт учителей из гимназии, когда те самые социальные сети и ресурсы использовались в образовательных целях. Причём проекты учащиеся создавали не на уроках, а дома, связываясь с учителем для консультаций через группу ВКонтакте. На создание проекта уходило от двух недель до двух месяцев. Но созданные проекты действительно развивали мотивированных учащихся, привлекали ребят к чтению, осмыслению текстов, переработке полученной информации, и достойно представлялись на конкурсах всех уровней. Причём, участвовали в создании проектов учащиеся средних 7- 8 классов, т.к. на учащихся старших классов лежит уже другая нагрузка.
В работе используются Google-сайты. Можно даже создавать «Виртуальный класс». Формы работы могут быть различными:
задание на интерактивной виртуальной доске (Linoit.com или Scrumblr.ca). На доску можно прикрепить картинки, PDF-файлы, клеить стикеры с информацией, оставлять текстовые заметки и комментарии к любой информации. Ею хорошо пользоваться фрагментарно в качестве домашнего задания (н-р, на слайде вы видите скриншот работы по осмыслению рассказа А.Чехова «Тоска»).
создание интерактивного виртуального плакат в формате ThingLink, представляющий собой обложку прочитанного произведения, на которой можно разместить любую информацию, скрыв до клика мышкой под определённым значком. Так, они разместили письма главным героям повести И. Тургенева «Ася», в которых высказали свои мысли о событиях произошедших в повести.
Как пример более сложной работы с медиаматериалами – создание учебных сетевых проектов (инструментария Google). «Тысячи вёрст любви бескорыстной» - так назвали учащиеся один из сетевых проектов после прочтения поэмы «Русские женщины» Н.Некрасова. Участники создали маршрут жены декабриста, кн. М.Трубецкой. Следуя за текстом, в Story Maps создали карту истории, отмечая географические пункты, в которых останавливалась героиня поэмы, подтверждая текстом и изображениями тех мест или иллюстрациями к поэме (https://uploads.knightlab.com/storymapjs/5e9e25b8f19d7304f0dea5f126329894/2-1/draft.html
Онлайн-проект внеклассного чтения "Почитай.ка" для учащихся 1-4 классов.
И в заключение мне хотелось бы сказать, что наши действующие образовательные стандарты, концепции и учебные программы по школьным предметам содержат определенные медиаобразовательные компоненты. Некоторые школьные предметы обладают более высоким потенциалом в обучении медиа- и информационной грамотности (языки - родные и иностранные, история, обществознание). Мы должны осознать, что, чтобы обучать медийной и информационной грамотности, не нужно вводить еще один школьный предмет, а всё это реально сделать в рамках одного предмета
раскрыть » / « свернуть