Обоснование целесообразности и актуальности проекта
На сегодняшнем этапе социального развития общества учреждение образования – это не только сфера обучения и воспитания подрастающего поколения, но и наиболее яркий индикатор духовно-нравственного и социального здоровья общества.
Образовательное пространство представляет собой совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности. Всем участникам образовательного процесса: обучающимся, их законным представителям, педагогическому составу, руководству и специалистам учреждения образования, присущи собственное мнение, своя картина мира, свои желания и потребности, которые могут быть основой возникновения споров, ссор и конфликтных ситуаций. Конфликт, независимо от его характера, конкретного содержания и вида, обязательно содержит в себе момент противостояния, столкновения противоречивых или несовместимых интересов, позиций, намерений. Конфликты в школьной среде деструктивно воздействуют на весь процесс обучения и воспитания. Они не только снижают результативность педагогических усилий, но и ухудшают социально-психологический климат в педагогическом коллективе. Многоплановость образовательного процесса обуславливает разнообразие возможных межличностных конфликтов и конкретных форм их протекания.
Усилению напряженности в межличностных отношениях в школьном социуме сегодня способствует много факторов. Среди них падение престижа педагогической профессии в обществе, снижение значимости воспитательной работы в учреждениях образования, сохранение приоритетности авторитарного стиля общения между педагогами и учащимися, различия в ценностях, целях, способах достижения цели, неудовлетворительные коммуникации, распределение ресурсов, взаимозависимость, различия в психологических особенностях. Эти причины проявляются в различных видах конфликтов: личностных, межличностных, межгрупповых и внутригрупповых.
В соответствии с современной точкой зрения на конфликт, однозначно негативное отношение к явлениям конфликта и стремление избежать их считаются неправомерными. Вместе с тем, конфликты могут оказывать деструктивное влияние на межличностные отношения, а потому признается необходимость их регулирования.
Фундаментальная идея современного подхода к управлению конфликтами сводится к тому, что конфликт может быть управляем, причем управляем таким образом, что его исход будет иметь конструктивный характер. Навыки управления конфликтом включают в себя коммуникативные навыки и навыки принятия решений – конструктивные приемы и техники активного слушания, ведения диалога, способность к различению позиционных требований и базовых интересов, видения перспективы и др. Эффективная коммуникация – решающий инструмент конструктивного управления конфликтами.
Одним из основных условий снижения конфликтогенности в школьной среде является формирование навыков конструктивного общения у учащихся, культуры межличностного общения педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся. Процесс формирования навыков эффективного поведения у участников педагогического взаимодействия предполагает реализацию в образовательной среде таких способов, приемов и средств организации межличностного общения, которые обеспечивают развитие их способности к взаимному пониманию и взаимной эмпатии в процессе общения, к ситуативному выбору таких моделей и стратегий поведения, которые не позволяют довести возникшее противоречие до конфликта, либо в ситуации уже возникшего острого противостояния способствуют его конструктивному урегулированию.
Целью современного образования является формирование и развитие качеств личности, необходимых ей и обществу для включения в социально значимую деятельность. Одним из компонентов развития личности в профессиональном образовании и в процессе профессионального самоопределения является культура общения – коммуникативная культура учащегося.
По мнению современных исследователей, культура межличностного общения между учащимисяв образовательном пространстве учреждения общего среднего образования рассматривается как важнейший ресурс в процессе интеллектуального и профессионального развития личности.
Развитие культуры межличностного общения обязывает овладеть ею как универсальной характеристикой специалиста, позволяющей выполнить социальные ожидания общества и выйти на высокий профессиональный и личностный уровень.
Д.С. Лихачев, обозначая такой феномен, как «культура общения», подчеркивает нравственное и духовное ее содержание, включая «образованность, духовное богатство, развитое мышление, способность осмысливать явления в различных областях жизни, разнообразие форм, типов, способов общения и его эмоционально-эстетические модификации: прочную нравственную основу, взаимное доверие субъектов общения; его результаты в виде освоения истины, стимулирования деятельности, ее четкой организации».
Можно сделать вывод, что культура межличностного общения, в совокупном виде, представляет собой интегративное качество личности, включающее в себя знания о данном феномене, чертах толерантной личности, способности к объективной оценке окружающих, умения выстраивать диалогическое взаимодействие, навыки сотрудничества и активную субъектную позицию при взаимодействии в социуме.
По мнению психолога Петриева Ю.И., Развитие культуры межличностного общения предполагает:
- развитие перцептивных способностей и умений правильно воспринимать окружающих людей и, исходя из этого, применять адекватный стиль и тон общения;
- развитие ряда психических свойств, речи, особенностей мышления, специфических социальных установок и коммуникативных умений (эмпатии, рефлексии, саморегуляции и др.).
Исходя из представленных выше определений, «культура межличностного общения» является одной из сторон базовой культуры личности, которая, в свою очередь, представляет собой комплекс характеристик (знаний, качеств, привычек, ценностных ориентаций и т.д.), позволяющих жить человеку в гармонии с общечеловеческой, национальной культурой, развивать и общество, и индивидуальное своеобразие своей личности. Это важнейшее условие удовлетворённости индивидом отношениями с окружающими и жизнью в целом, необходимая предпосылка эффективной трудовой деятельности, одно из непременных условий психического, эмоционального, интеллектуального и социального развития личности обучающихся.
Таким образом, выбор темы инновационного проекта обусловлен наличием ряда социально значимых противоречий.
Первое противоречие
Первостепенное значение культуры межличностного общения для дальнейшей эффективной самореализации учащихся в профессиональной деятельности и недостаточная ее реализация в повседневном взаимодействии со сверстниками и педагогами.
Второе противоречие
Разработанность форм и методов работы специалистов социально-педагогической и психологической службы (далее – СППС) учреждений образования по профилактике конфликтов в подростковой среде и низкий уровень развития и реализации перцептивных способностей и умений в непосредственно коммуникативной деятельности обучающихся.
Третье противоречие
Актуальные социокультурные условия, современные нормативные правовые акты транслируют ответственность родителей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних детей, однако многие из них делегируют свои обязанности учреждениям образования, полагаясь на профессиональные возможности педагогов, что обуславливает недостаточное развитие у учащихся старшего подросткового возраста личностной рефлексии, эмпатии, субъектной активности и др. – основных составляющих культуры межличностного общения.
Четвертое противоречие:
Необходимость создания педагогами бесконфликтной образовательной среды в ученических группах (классах) и недостаточная компетентность учителей в рамках данного вопроса.
Пятое противоречие
Приоритетное внимание на государственном уровне уделяется формированию у подростков здорового образа жизни и в то же время в образовательном процессе недостаточно актуализируется развитие личностной рефлексии и навыков самоорганизации и саморегуляции учащихся - значимых аспектов в рамках данной проблематики и непосредственно составляющих культуры межличностного общения.
Таким образом, реализация проекта будет способствовать:
– развитию культуры межличностного общения учащихся, формированию их активной позиции как субъектов образовательного процесса;
– функционированию бесконфликтной образовательной среды в учреждении образования в контексте организации безопасного здоровье- сберегающего пространства для каждого субъекта образовательного процесса;
– формированию у учащихся функционально значимых навыков и умений коммуникативного взаимодействия, непосредственно влияющих на их дальнейшее профессиональное самоопределение и профессиональную самореализацию;
– успешной социализации учащихся из различных категорий семей и уровней общей и коммуникативной культуры;
– внедрению в образовательный процесс новых подходов, обеспечивающих адекватное развитие культуры межличностного общения обучающихся в контексте создания бесконфликтного образовательного пространства;
– повышению эффективности и качества взаимодействия в диадах «педагог – учащийся», «учащийся – родитель», «педагог – родитель»;
– повышению имиджа учреждения образования в районе, регионе, Республике;
– обобщению и распространению опыта реализации проектной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь.
разгарнуць » / « згарнуць