Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Рэкамендацыі для бацькоў малодшых школьнікаў

Что такое дисграфия?

    С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких "умненьких", но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют иногда к учителю-дефектологу, чаще к психологу, что не совсем правильно. 

   Дисграфия - это частичное специфическое нарушение письма.

  Речевая симптоматика дисграфии.

   При ДИСГРАФИИ дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом:

vвыполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок;

vони не используют заглавные буквы, знаки препинания;

v у них ужасный почерк.

  В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом с большим трудом сочиняют поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать. 
  У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы:

v"З" и "Э",

v"Р" и "Ь" (мягкий знак).

vОни могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш" или "крючок" в букве "Щ".

vПишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.

Неречевая симптоматика дисграфии.

    У детей-дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций:

  • зрительного анализа и синтеза,
  • пространственных представлений,
  • слухо-произносительной дифференциации звуков речи,
  • фонематического, слогового анализа и синтеза,
  • лексико-грамматического строя речи,
  • расстройства памяти, внимания,
  • сукцессивных и симультанных процессов,
  • эмоционально-волевой сферы. 

    Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме: 

  • недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
  • добавление лишних элементов;
  • пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
  • зеркальное написание букв.

На что нужно обратить особое внимание:

üЕсли Ваш ребенок левша.

üЕсли он - переученный правша.

üЕсли Ваш ребенок посещал логопедическую группу.

üЕсли в семье говорят на двух или более языках.

üЕсли Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.

üЕсли у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

üСмешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.

üОшибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).

üПри нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).

üПропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).

Уважаемые читатели, обратите внимание!

   Дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Дети страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.


   К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.

Кто способен научить ребенка читать и писать?

  Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста - квалифицированного логопеда, учителя-дефектолога.

  Занятия проводятся по определенной системе:

   используются различные речевые игры,

 разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов.

   Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, "отрабатывая", чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое - от звонкого. Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звукобуквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: "О" напоминает обруч, "Ж" - жука, "С" - полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма.

Несколько советов родителям:

  • Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
  • Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
  • Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, не унижайте.

Чего нельзя делать?

Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма. 

НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК.

 Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно эти самые ошибки допускать. Текст с ошибками лишний раз показывает ребенку, что ошибки возможны, даже, пожалуй, полезны в чем-то. Давайте забудем об этом... 

Раздзелы сайта