ПОЧЕМУ СТРАДАЮТ НАШИ ДЕТИ
Откровенный разговор о духовных причинах страданий детей назрел давно. Это крайне болезненный вопрос. Вряд ли найдется семья, которую он не затрагивает прямо или косвенно. Он задевает самые чувствительные струны души. Поэтому в рассуждениях на эту тему нужен такт, деликатность и предельная осторожность.
Знание духовных истоков страданий детей пригодится врачам, психологам и другим специалистам, работающим с детьми. Оно полезно родителям и тем, кто только собирается иметь ребенка или ухаживать за ним. Быть может, нижеследующие примеры и высказывания утешат того, кого гложет обида на судьбу и досада на себя, кто испытывает боль от утраты ребенка или скорбит душой, сочувствуя и сопереживая близким. Надеюсь, откровенный разговор на данную тему даст пищу для размышлений, разрешит некоторые сомнения и недоразумения людей, которых мучают вопросы: «За что Бог послал мне крест воспитывать ребенка-инвалида?»; «Почему мой малыш умер, а другие дети живы и здоровы?»; «Чем я виноват, что мои дети часто болеют?» Хотелось бы побудить взрослых серьезнее задуматься о своей ответственности за рождение и воспитание ребенка, предостеречь от роковых ошибок, за которые он расплатится своим здоровьем и благополучием.
Вопрос о духовных истоках страданий ребенка волнует особенно тогда, когда болеют и умирают наши собственные дети, и мы вольно или невольно ищем виноватых. Ищем хотя бы горькую, но правду.
Я – СВЕТ, а вы не видите меня;
Я – ПУТЬ, а вы не следуете за Мной;
Я – ИСТИНА, а вы не верите Мне;
Я – ЖИЗНЬ, а вы не ищете меня;
Я – УЧИТЕЛЬ, в вы не слушаете меня;
Я – ГОСПОДЬ, а вы не повинуетесь мне;
Я – Ваш БОГ, а вы не молитесь мне;
Я – ваш лучший ДРУГ, а вы не любите меня;
если вы несчастны, то не вините Меня…
Сегодня уже многие знают, что в основе болезни лежит грех. И первый наш грех заключается в том, что мы не приобщаем детей к Богу.
Человек духовно – телесен, и его нормальная жизнь невозможна без гармонии этих двух начал. Разрыв их взаимосвязи приводит к разрушению личности.
Нравственные пороки сказываются в человеке физическими болезнями, ослаблением ума, воли и чувств. У него развиваются непомерные требования к жизни безо всяких требований к себе.
Материальное богатство, формальное образование без веры не способствуют развитию высоких нравственных качеств человека и зачастую портят его. Роскошь, бездуховная образованность позволяют ещё изощрённее грешить. Человек инстинкта часто не ведает ни совести, ни жалости, ни чести. Если он низводит свою жизнь до животных процессов, разрушается не только душа, но и тело. Даже обычная ложь ведёт к нервным заболеваниям. А если обман становится нормой жизни, то вслед за расшатанной нервной системой развивается множество других болезней.
Воспитание без Бога приводит к увеличению числа детей с задержкой психического развития.
Врач – психотерапевт Н.А. Дробышевская, изучающая подростков 8 – 15 лет, утверждает, что такие дети расторможены физически, психически и сексуально. Они несут в себе разрушительные способности – стремление разбить, сжечь, сломать и делают это нарочно, назло. Понятия доброты, сострадания, радости дети с задержкой психического развития не имеют. Зато ими твёрдо усвоено: «Делать всё, что хочу, или ничего не делать». Врач особо подчёркивает, что при всём при этом их интеллект может находиться в норме.
«Кто в этом виноват?» - спросите вы. Мы сами в этом виноваты. Что стараемся мы дать детям? Хорошее образование, физическое развитие (приучаем к спорту), развлечения. Вот, пожалуй, и всё. Многие родители считают: были бы деньги, а остальное всё приложится.
Не приложится! Сколько их умных, богатых, физически сильных, красиво развлекавшихся, сидят сегодня за тюремной решёткой, лежат на больничных койках, передвигаются в инвалидных колясках, а то и попросту лежат под могильными плитами!
Философ В.С. Соловьёв писал: «Всех животных Бог подчинил определённым законам. Один человек ничем не стеснён и может стать тем, кем пожелает. Ничто не мешает ему опуститься до самой низшей ступени животного мира, но он может подняться и до высших степеней добра. Если человек будет лелеять чувственные наклонности, то он одичает и станет зверем. Если он разовьёт свои интеллектуальные силы, то он станет подобен Ангелам и сынам Божиим».
Наше общество, к сожалению, формирует не ангелов. Однако для своего спасения человек просто обязан подчиняться Божиим заповедям. Ведь подчиняемся мы законам природы, по которым, например, если войдёшь в огонь – сгоришь. Если спрыгнешь с девятого этажа – разобьёшься. Духовные законы не столь очевидны, но при нарушении Божьих заповедей человеческая душа также может сгореть или разбиться. Это произойдёт не сразу и невидимо, но тем не менее произойдёт.
Обычно Бога призывают, как пожарника – тогда, когда Он нужен. О Нём гораздо чаще вспоминают на похоронах, а не на свадьбах. Вполне понятно: «Гром не грянет, мужик не перекрестится». Нередко люди, прежде недоброжелательные или равнодушные к церкви, начинают усердно молиться, видя несчастья своих детей. Вот Господь и применяет столь суровые меры, если другими путями пробудить взрослых от духовного сна не удаётся.
Креста для человека
(т.е. очистительных страданий
душевных и телесных).
Бог не творит. И как ни тяжек бывает
у иного человека крест, который несёт он в жизни, но всё же дерево, из которого он сделан, всегда вырастает на почве его сердца.
Преподобный Амвросий Оптинский
Прежде чем перейти к фактам, иллюстрирующим зависимость здоровья детей от поведения родителей, обратим внимание на два очень существенных момента. Родители и дети имеют взаимные права и обязанности.
С одной стороны, дети обязаны сердечно благодарить своих родителей за то, что вскормлены в «пеленах и заботах». «Почитай отца твоего и мать – это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле», - наставляет апостол Павел (Еф.6, 1 – 3).
С другой стороны, родители призваны заботиться о своих детях. «Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его». (Сир. 30,8 и 13).
В идеале ответственность родителей и почтительность детей должны идти рука об руку. Но на практике мы, к сожалению, часто видим обратное.
Размышление над библейскими и святоотеческими текстами даёт нам ключ к пониманию того, как страдания детей зависят от грехов родителей.
Дети не расплачиваются своим здоровьем и благополучием за личные грехи родителей, но могут страдать в силу последствий родительских грехов. Не неся персональной ответственности за беззакония своего рода, потомки крепко связанные с предками генетически, психологически, культурно и духовно.
Поэтому оба поколения – и старшее, и младшее – неизбежно испытывают на себе позитивное и негативное влияние друг на друга. Это не карма, не слепое возмездие судьбы за проступки, якобы совершённые «в прошлых жизнях». Это прямой результат телесного, душевного и духовного единства родителей и детей.
Проанализируем сравнительно маленький отрезок человеческой жизни – от зачатия до рождения. Системы органов и предпосылки развития личности закладываются внутриутробно. Именно в этот период здоровье ребёнка в наибольшей степени зависит от поведения его родителей. «Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло», - утверждает русская пословица. Ей вторит китайская поговорка: «Посадил грушу - не жди персиков».
Я – ребёнок, не родившийся на свет.
Я – безродная душа по кличке «Нет».
Я – колючий холодок в душе врача.
Узелок, людьми разрубленный сплеча.
Пусть же будет вам легко, отец и мать,
Жить, как все, и ничего не понимать.
Всё равно я вас люблю сильнее всех,
Даже если вы забыли этот грех.
Одним из типичных примеров страдания детей по вине родителей является искусственный аборт. «Аборт может привести к тому, что ваши дети или даже внуки будут бесплодными!» - заявляет профессор Лондонской клиники гинекологии и репродукции Энтони Кеддерман.
Аборт – это травматическое вмешательство в работу всего организма. Совсем рядом с маткой, в 7 – 10 см, располагаются яичники, в которых вырабатываются и хранятся яйцеклетки, несущие генетическую информацию.
Учёные обследовали 10 000 женщин, перенёсших аборт (это солидная статистическая цифра). Их предположения полностью оправдались: после аборта идёт как бы взрывная волна! Она проходит по яйцеклеткам и изменяет их ДНК. И в первую очередь повреждаются гены, отвечающие за репродуктивные способности будущего ребёнка. Повреждённые гены могут передавать нарушения по цепочке дальше – внучкам и правнучкам. Конечно, не обязательно, что те окажутся совершенно бесплодными, но у них может быть высока вероятность выкидыша, инфекционно – воспалительных, онкологических и других заболеваний половой сферы. если бы мамы и бабушки догадывались, они поступали бы осторожней и благоразумней. Они помнили бы, что очи Господа видят человеческий зародыш и что «Он взыскивает за кровь» (Пс. 9, 13 и 138, 15 – 16)
Однако опасность таит не только аборт, но и намерение искусственно прервать беременность. Мысли матери об аборте, заставляют плод содрогаться и формируют у него «комплекс убийцы». Женщина, которая хочет сделать аборт, уже насаждает в душе плода склонность к убийству, и даже если такой ребёнок родится, не исключено, что любовь к родителям в его сердце охладеет.
Внутриутробная психическая травма вызывает у невинного младенца нервно-психическую нестабильность. По наблюдениям известного православного священника и детского невропатолога, доктора медицинских наук, профессора Анатолия Берестова патология нервной системы у плода в дальнейшем сугубо отрицательно сказывается на психофизическом развитии ребёнка. В определённой степени провоцируется его асоциальное поведение и пристрастие к наркотикам.
А если бы мы учитывали душевную скорбь нерождённого или рождённого младенца во время домашних «сцен», производственных и бытовых конфликтов! Мы старались бы вести себя гораздо осторожнее. Неблагоразумное поведение взрослых способно роковым образом повлиять на самочувствие ребёнка и оставить в его маленьком сердечке толстый слой нравственной «грязи».
Невидимо для нас в его душу вливается яд гнева и злобы, в крови резко повышается уровень гормонов стресса. Малыш буквально «окутан», «пропитан» агрессивной средой. Каждая отрицательная эмоция вонзается в него и калечит, словно штык. Душа получает мощный нравственно отрицательный заряд. А потом родители удивляются и ужасаются: «Кто у нас вырос?! Какая несправедливость! Мы столько сил отдали своему ребёнку, а вместо благодарности…»
Нежеланный ребёнок интуитивно, подсознательно чувствует какую-то неправду, зло со стороны матери или отца. Он как бы «копирует», «запоминает» заданные ему образцы поведения. Вольно или невольно он платит им той же монетой: враждёбностью, холодностью и неприятием, отгораживается от них незримым барьером.
Дети вообще очень остро чувствуют предательство, особенно материнское. Не столько осознают, сколько ощущают! В психологическом плане внезапный и преждевременный перевод на искусственное вскармливание является своеобразной формой предательства. Новорожденный лишается самого главного – общения с матерью, её тепла и заботы, того, что в народе называют "витамином М" (материнской любовью). Знать это особенно важно сейчас, когда процент "бутылочных" детей увеличивается, а естественное вскармливание выходит из "моды".
Ещё одним ярким примером того, как неправильное поведение родителей влияет на здоровье ребёнка, а именно вызывает у него психосоматические расстройства, является происхождение бронхиальной астмы. Корни её могут лежать в заблокированных, нереализованных стремлений к признанию и вниманию окружающих. В детстве таким больным матери часто отказывали в заботе, участии и ласке.
Ребёнок, ещё нуждающийся в родительской опеке, реагирует на недостаточное внимание обострённым чувством беззащитности и даёт об этом знать своим плачем. Мать же, стараясь сделать ребёнка независимым, добивается обратного: усиливает и обостряет чувство беззащитности и привязанности. Связанный с астмой конфликт называют "безголосым, сдерживаемым плачем ребёнка". Ведь обычный плач ещё больше раздражает и отчуждает и без того не принимающую ребёнка мать. И тогда обездолённый малыш, чтобы не расплакаться и вызвать хотя бы жалость у бессердечной и холодной матери, напрягает мышцы живота, шеи и диафрагму, Он сдерживает рыдания и поэтому начинает задыхаться! Отсутствие слёз не даёт выплакать горе, снять душевное напряжение, эмоционально разрядиться. Плач - нормальная реакция, и удерживать его вредно для здоровья.
Как ни прискорбно, но именно педагогически и психологически неграмотное поведение матери является в данном случае виновником недуга ребёнка.
И, наконец, последнее. Если в семье все проблемы решаются "глоткой", на повышенных тонах, то ребёнка трудно отучить от привычки орать по любому поводу. Он не приучен сдерживать свои эмоции и чувства. Нарастающая раздражительность со временем принимает невротический характер. Ребёнок становится неуравновешенным, тревожным, вспыльчивым. Разбалансированная, буквально растерзанная семейными передрягами психика даёт срывы и толкает на неадекватные поступки.
Итак, мы кратко рассмотрели некоторые духовные причины страданий детей. Наверняка, приведённые доводы у кого-то вызовут возражения, вопросы, недоумения. Кому-то они покажутся неубедительными, шаткими и наивными. Не будем никому навязывать своё мнение, а обратимся к тем людям, которые осознали, что причина болезни их ребёнка кроется внутри них. Как им быть?
Прежде всего нельзя отчаиваться. Наоборот, нужны глубокое раскаяние и горячая молитва к Богу. Грех калечит человека, а благодать Божья врачует его. Родителям, виновным перед своим ребёнком, нельзя, просто преступно упускать время для покаяния и молитвы. По милости Божией, православная духовная терапия в сочетании с рациональным медицинским лечением позволяет избежать ужасов "внутриутробной Голгофы".